Основным предметом обращений по страховым услугам является несогласие граждан с размером страховой выплаты либо с отказом страховой организации в выплате страхового возмещения. При рассмотрении таких обращений в большинстве случаев, выясняется, что споры возникают, в основном, из-за недостаточного ознакомления страхователями  условиями договора страхования.

Поэтому каждому страхователю было бы весьма полезно знать основные страховые принципы и правила при заключении любого договора страхования, дабы исключить в дальнейшем возможные сложные или неприятные моменты, связанные с наступлением страхового случая и последующими выплатами страховой компанией.

Тщательно продумайте, от чего вы хотите застраховать себя или свое имущество. Ваши желания никому не известны кроме вас. Другими словами - продумайте, какую величину страховой защиты, т.е. страховое покрытие, вы желаете приобрести. Лишь после этого заключайте договор. Практика показывает, что потребитель часто действует наоборот. Прежде всего он приобретает страховку, а при наступлении страхового случая начинает изучать договор.

От каких конкретно рисков вы хотите застраховать себя или свое имущество? Как определены эти риски в договоре страхования? В договоре страхования общепринятое понятие может трактоваться и описываться по другому или более узко, чем это обычно принято. Например, при страховании от стихийного бедствия разные страховые компании понимают под стихийным бедствием разные события.

Также следует выяснить, что исключается договором: есть ли важные исключения, при которых страховка не действительна, есть ли исключения, т.е. события, при наступлении которых страховая компания не обязана выплачивать возмещение.

При заключении договора страхования следует обратить внимание на ваши, как страхователя, обязательства. Обычно обязательства связаны с выполнением требований безопасности и соблюдения запрета на действия, повышающих риск. Страховая компания может снизить выплачиваемое страховое возмещение, если нарушение обязательств увеличило вероятность наступления страхового случая.

Итак, страхователь должен обратить особое внимание на следующие аспекты при заключении договора страхования:

- Как трактуются страховые риски (вероятные условия, при которых может наступить страховой случай) в заключаемом договоре страхования, являются ли они для вас понятными;

- Какой факт (событие) признается договором страховым случаем (событием, при котором страховщик выплачивает страховое возмещение страхователю);

- В каких случаях страховщик не признает событие страховым случаем;

- Какие предусмотрены ограничения по договору, и в каком случае страховщик может отказать в выплате страхового возмещения;

- Устраивает ли вас размер франшизы в договоре (франшиза – часть убытков, которая не возмещается страховщиком в соответствии с договором страхования);

- Какие права имеют стороны, и какие обязанности возложены на них по договору страхования; 

- Знаете ли вы, какую методику определения размеров убытков и выплаты страхового возмещения применяет страховщик;

- Какие сроки страхования предусмотрены по договору: начало действия договора страхования, окончание его действия;

- В каких случаях договор прекращает свое действие досрочно.

Для оформления страховки нужно не так уж много документов: как правило, это паспорт, документ, подтверждающий ваше право собственности на имущество или ваш имущественный интерес, заявление (форму обычно дает сама компания). В некоторых случаях компания может запросить у вас дополнительные документы.

Проверьте себя! Предлагаем вам ответить на несколько вопросов, которые помогут оценить вашу финансовую грамотность, узнать свои пробелы и определить дальнейшие шаги для повышения своих компетенций в финансовой сфере. Это просто, интересно и полезно!
Знаете ли вы как защитить свое имущество и сбережения?

Ваш автомобиль застрахован? А Ваша квартира? Страхование может быть как добровольным так и обязательным. Что такое страховой случай? Кто осуществляет надзор за страховой деятельностью? Узнаем ответы на эти вопросы.